Кафедра прикладной математики, информационных технологий и информационной безопасности

Кафедра была создана в 1995 году. Вследствие быстрого роста роли и места кафедры на факультете, укрепления кадрового её потенциала и расширения номенклатуры поддерживаемых ею дисциплин, первоначальное название кафедры — кафедра информационных технологий (КИТ) было расширено и в 1998 году она стала называться кафедрой прикладной математики и информационных технологий (ПМ и ИТ). Первым заведующим кафедры с начала её образования в 1995 был Тлюстен Валерий Шахамболетович, а с 2007 года по настоящее время - Алиев Марат Вячеславович. В первоначальный состав кафедры вошли: Тлюстен Валерий Шахамболетович, Тутышев Шамиль Харунович, Шумафов Магомет Мишаустович, Филипова Елена Геннадьевна, Чундышко Вячеслав Юрьевич. Первый выпуск кафедры состоялся в 1998 году по специальности «Прикладная математика». Все выпускники этого года в короткие сроки нашли работу по специальности в государственных учреждениях и частных компаниях в сфере промышленности, торговли, финансовой деятельности, сельхозпроизводства и бизнеса.

Валерий Шахамболетович Тлюстен — кандидат физмат. наук, доцент. Окончил с отличием АГПИ в 1970 г., начал свою трудовую деятельность на кафедре высшей алгебры Кубанского госуниверситета. Активно включившись в процесс становления и компьютерного обеспечения открытой при этой кафедре университетской специальности «Прикладная математика», уже с самого начала своей профессиональной карьеры стал ведущим преподавателем дисциплин компьютерного цикла на математическом факультете КубГУ. Им была написана первая в КубГУ компьютерная программа, разработаны компьютерно-ориентированные учебные курсы, осуществлена разработка соответствующих учебных программ. В 1995 г. был приглашён в АГУ в качестве заведующего кафедрой прикладной математики, специально созданной для обеспечения открытой к тому времени в АГУ специальности «Прикладная математика». За короткое время на математическом факультете АГУ им совместно с руководством факультета было создано  и поныне успешно развивается по существу новое для факультета прикладное направление. Наряду со специальностью «Прикладная математика и информатика», в настоящее время это направление представлено ещё такими направлениями  — «Математическое обеспечение автоматизированных информационных систем», «Информационная безопасность» и «Бизнес-информатика» . Тлюстен В.Ш. окончил аспирантуру Института кибернетики АН УССР им. В.М. Глушкова. Тема диссертации: «Методы сопоставительного анализа и функциональной аттестации языков программирования». Научные интересы Тлюстена В.Ш. в основном связаны с математической логикой, теорией алгоритмов, матлингвистикой, языками и технологиями программирования. C 1975 года он референт журнала американского математического общества (AMS) «Mathematical reviws», а в 1977 г. — номинант книги Маркуса «Who is who in the world». Всего им опубликовано около 50 научных и методических работ. Наиболее значительная из них — «Разрешимость униформной проблемы останова в классе машин Поста с двумя состояниями». Под руководством В.Ш. Тлюстена за время его работы подготовлено более 200 дипломных работ, авторы некоторых из которых впоследствии сумели защитить кандидатские и докторские диссертации.

Алиев Марат Вячеславович — кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной математики и информационных технологий. Окончил с отличием математический факультет АГУ в 2000г. и поступил в аспирантуру Самарского государственного аэрокосмического университета. В 2004г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Быстрые алгоритмы гиперкомплексного дискретного преобразования Фурье». С 2004 является руководителем СНО факультета, ведет кружки по «Алгоритмическому программированию», «Администрированию на платформе Windows», «Администрированию на платформе Linux». Студенты факультета математики и компьютерных наук, занимающиеся в кружке, регулярно участвуют во всероссийских и международных соревнованиях по программированию и занимают призовые места. Дипломные и квалификационные работы, написанные под руководством М.В. Алиева, отсылаются на Всероссийский конкурс лучших научных работ и отмечаются дипломами.

Бучацкая Виктория Викторовна — кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной математики и информационных технологий. Окончила с отличием математический факультет АГУ в 1996 г. и была принята на работу ассистентом кафедры ПМиИТ. В 2004 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию кандидата технических наук на тему «Автоматизация процедур системного анализа на основе нейронных сетей» на кафедре защиты информации Кубанского государственного технологического университета. В.В. Бучацкая читает лекции и проводит практические занятия по дискретной математике, компьютерной графике, разработала и ведет дисциплины и курсы по выбору: «Основы программирования на языке Ассемблера для IBM PC», «CASE-технологии» успешно руководит курсовыми и квалификационными работами студентов по различным направлениям. По результатам проведения научных студенческих конференций многие работы отмечаются дипломами I и II степени. Является одним из авторов монографии «Системные исследования безопасности на основе нейронной сети», программного комплекса оценки безопасности региона «Нейрон», запатентованного в Роспатенте, а также ряда научных статей по нейросетевой тематике. Кроме того, Бучацкая В. В. является автором учебно-методических разработок по преподаваемым дисциплинам.

Шумаф Туркубиевич Меретуков — кандидат педагогических наук, доцент. Окончил АГПИ, аспирантуру в Московском педагогическом университете по специальности «Методика преподавания физики».

Бойченко Сергей Евгеньевич работает на кафедре с момента окончания факультета математики и компьютерных наук АГУ в 2004 году. Является преподавателем Республиканской естественно-математической школы при АГУ. Активно занимается общественной и научной деятельностью. Научное направление — дифференциальные уравнения. С 2009 года назначен заместителем декана по информатизации. Входит в состав рабочей группы международного проекта Tempus.

Резников Андрей Владимирович после оконания факультета математики и компьютерных наук АГУ в 2003 г. работает на кафедре ПМ и ИТ в должности ассистента, а с 2008 г. в должности старшего преподавателя. С 2008 г. соискатель в Черкесской государственной технологической академии, где ведет исследования в области построения, распознования и свойств предфрактальных графов под руководством проф. Кочкарова А.М. Автор учебного пособия по программированию в среде Flash, вышедшего в свет в 2009 г. С 1999 г. преподаватель Республиканской естественно-математической школы при АГУ, являясь вместе с другими преподавателями тренером команды школьников Республики Адыгея по математике. Их подопечные неоднократно становились призерами всероссийских математических олимпиад школьников разных лет.

Акатов Алексей Валерьевич окончил АГУ в 2006г. С 2008 года ассистент кафедры прикладной математики и информационных технологий.

Мегрикян Ирина Геннадьевна, окончив в 1990 г. факультет прикладной математики Кубанского государственного университета, была принята на должность ассистента кафедры СТСО АГУ. Стаж педагогической деятельности 28 лет. Преподаваемые дисциплины: «Основы математической обработки информации», «Математика и статистика», «Информатика». Результаты научных исследований отражены в следующих трудах:

1. Основы математической обработки информации: учебно-метод. пособие / Майкоп: Изд-во АГУ, 2015. – 80 с. (5 п. л. / 1,7 п. л.).

2. Математика (теория и практика): учебное пособие / Майкоп: Изд-во АГУ, 2015. –   120 с. (7,5 п. л. / 2,5 п. л.).

3. Some aspects of mathematical training of the students who are trained in "Pedagogical education" // Nauka i studia (Polska), 2016. – http://www.rusnauka.com/ Page 28-34 ru.htm.

4. Контекстно-эмпирический подход к формированию математической компетентности обучающихся гуманитарных направлений подготовки в вузе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Педагогика и психология. – 2016. – № 4. – С. 88-97. (0,625 п. л. / 0,315 п. л.).

5. Современные информационные технологии и ресурсы информатизации лингвистического и литературоведческого знания (Modern information technologies and information resources of linguistic and literary knowledge) Венгерский периодический журнал MTE/MTJ «Magyar Tudományos Journal» - 2017. – Вып. №7. (http://magyar-journal.com/ru) – ISSN 1748-7110. (Журн. Scopus, Регион Восточ. Европа).

6. Организация опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня информационной компетентности студентов гуманитарных факультетов. «The scientific method» - 2017. –Вып. №12.  Warszawa, Poland. ISSN 2708-5341.

7. Context and empirical approach to the organization of mathematical education of students in humanitarian directions of training. // Norwegian Journal of development of the International Science, 2018. – Вып. №16. - http://www.njd-iscience.com/ Page 31–33.  - ISSN 3453-9875.

Хурум Разиет Юнусовна окончила физико-математический факультет АГПИ в 1979 году.  С 1991 года ассистент кафедры ИТСО. Старший преподаватель кафедры ПМ и ИТ. с 2001 года. Ученая степень  кандидата педагогических наук  присуждена в 2010 году. С 2011 года и по настоящее время работает доцентом кафедры ПМИТ и ИБ. Читает лекционные курсы по дисциплинам  «Информационные технологии», «Основы математической обработки информации», «Использование  ИКТ в учебном процессе», «КТ и информатика», «Информатика».  Имеет свыше сорока публикаций (статей, тезисов, учебных пособий). Стаж педагогической деятельности 35 лет Список научных публикаций

1.      Теоретические аспекты формирования информационной компетентности старшеклассников общеобразовательной школы в процессе профильного обучения [статья ВАК] / Р.Ю.Хурум // Вестник АГУ. – Майкоп: Изд-во АГУ,  2008. –  №5 (33). - С.172-176.

2.      .Информационная культура педагога [статья ВАК] / Р.Ю.Хурум // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар: Изд-во ООО «Просвещение-Юг». – 2008 - №1 (26). – С.50-51.

3.      Контекстно-эмпирический подход к проектированию процесса математической подготовки в системе профильного гуманитарного образования [статья ВАК] / Р.Ю.Хурум, Мегрикян, И..Г.,Птущенко Е.Б //Гуманитарные исследования.-Астрахань: Издат. дом «Астраханский университет», 2016. - № 2(58) – С.132-136.

4.      О некоторых подходах  к формированию информационной компетентности  [статья ВАК] / Р.Ю.Хурум //Вестник АГУ. Серия  «Естественно-математические и технические науки» -Майкоп: Изд-во АГУ, 2016.- №4 (191) - С.190-195.

5.      ИТ в лингвистике как фактор формирования информационной компетентности. [статья ВАК] / Р.Ю.Хурум //Вестник АГУ. Серия «Филология и искусствоведение» - Майкоп: Изд-во АГУ, 2017.-№4 - С.132-136

6.       Использование новых информационных технологий в обучении иностранным языкам на гуманитарных факультетах  [статья] / Р.Ю.Хурум // Научно-методическое обеспечение преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах в свете теории и практики межкультурной коммуникации - Майкоп: Изд-во АГУ, 2005. – С. 18-23.

7.       Формирование информационного мышления и информационной культуры в процессе обучения [Текст] /Р.Ю. Хурум // Аспиранты и соискатели. –  М.: ООО «Компания Спутник+», 2005. –  №6. – С.120-121.

8.       Формирование информационной культуры у студентов гуманитарных факультетов [Текст] / Р.Ю.Хурум // Профессионально-личностное развитие специалиста в системе непрерывного образования в условиях полиэтнического образовательного пространства: сб. материалов науч. направления. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2006. – С.214-220.

9.      Информационная культура как составляющая процесса подготовки специалистов - гуманитариев [Текст] / Р.Ю.Хурум // Эвристическое образование: материалы 9-й регион. науч.-практ. конф. (25-27 марта 2006 г.). – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. – С.190-192.

10.  Математическое моделирование как один из способов научного познания специалиста-гуманитария  [Текст] / И.Г.Мегрикян, Р.Ю.Хурум // Эвристическое образование:  материалы 9-й регион. науч.-практ. конф. – Ставрополь, 2006. – С.34-36.

11.   Адаптивное обучение на основе информационных технологий  как инновационное совершенствование учебного процесса [Текст] / Е.Б.Птущенко, Р.Ю.Хурум //Проблемы обеспечения целостности учебно-воспитательного процесса:  материалы 51-й науч.-методич. конф. преподавателей и студентов «Университетская наука региону», посвященной 75-летию Ставропольского госуниверситета (17 апреля-17 мая 2006 г.). – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. – С.47-49.

12.  Формирование информационной культуры будущего педагога [Текст] / Р.Ю. Хурум // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс].- Краснодар: КубГАУ, 2007 - №26(2). – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2007/02/pdf/05/pdf

13.  Модель формирования информационной культуры студента-гуманитария [Текст] / Р.Ю.Хурум // Институт открытого образования МГОУ: сб. тез. по проблемам образования. – Режим доступа: www.ioo-mgou.ru.

14.  Значение информационной культуры  в становление личности [Текст] / Р.Ю.Хурум // Профессиональная карьера и имидж современного специалиста: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученных. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. – С.43-44.

15.   Педагогические условия формирования информационной компетентности [Текст] / Р.Ю.Хурум // Педагогика и психология в инновационных процессах современного образования: монография. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. – С.182-188.

16.  Информатизация образования: новые требования к системе образования [Текст] / Р.Ю.Хурум, Н.М.Сажина //  Наука, образование, молодежь:  материалы V Всеросс. научн. конф. молодых ученых. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. – С.25-28.

17.  Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании [Текст] / Р.Ю.Хурум,  // Наука, образование, молодежь: материалы VII Международной науч. конф. молодых ученых, посвященной 70-летию АГУ – Майкоп: Изд-во АГУ, 2010. – С.395-399.

18.  Реформирование системы математической подготовки студентов гуманитарных специиальностей в свете реализации ФГОС: (Статья) / Р.Ю.Хурум, И.Г. Мегрикян //Модернизация педагогического образования и проблемы педагогики высшей школы: методология, практика, инновации: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. – Сыктывкар: Изд. Коми пед. ин-та, 2012.- С.196-199.

19.  Использование современных педагогических и информационных технологий в учебном процессе как средство повышения его эффективности: (Статья) / Р.Ю.Хурум,  //Модернизация педагогического образования и проблемы педагогики высшей школы: методология, практика, инновации: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. – Сыктывкар: Изд. Коми пед. ин-та, 2012.-С.264-267.

20.  Адаптивная модель обучения информатике как основа формирования профессиональной информационно-технологической компетентности бакалавра (статья) / Р.Ю.Хурум,  Е.Б. Птущенко //Материалы всероссийской научно-практической конференции «Модернизация педагогического образования и проблемы педагогики высшей школы: методология, практика, инновации».  Сыктывкар, Коми пединститут, 2012. – С.224-227.

21.  Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций в учебном процессе (статья) / Р.Ю.Хурум,  //Материалы IX Международной научной конференции молодых ученых «Наука, образование, молодежь». - Майкоп, АГУ, 2012.-  С.296-298.

22.  Естественнонаучное образование в условиях реформирования высшей школы: / Р.Ю.Хурум, И.Г. Мегрикян //Воспитание нравственной личности в условиях поликультурного образова-тельного пространства: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. – Майкоп: Изд. АГУ, 2012 - С.62-65

23.  Контекстно-эмперический подход к проектированию содержания математической подготовки студентов гуманитарных специальностей в вузе (статья). / Р.Ю.Хурум, Е.Б. Птущенко, И.Г. Мегрекян// Материалы IX Международной научной конференции молодых ученых «Наука, образование, молодежь». - Майкоп, АГУ, 2012 – С..228-230.

24.  Актуализация проблемы формирования профессиональной информационно-технологической компетентности в контексте дисциплины «Информатика» (статья). / Р.Ю.Хурум, Е.Б. Птущенко //Материалы IX Международной научной конференции молодых ученых «Наука, образование, молодежь». - Майкоп, АГУ, 2012 -  С.319-322. (соавторы Птущенко Е.Б.).

25.  Образовательные информационные технологии: эволюция к новому качеству образования в поликультурном обществе (статья) / Р.Ю.Хурум, Е.Б. Птущенко //Материалы всероссийской научно-практической конференции «Воспитание нравственной личности в условиях поликультурного образовательного пространства». - Майкоп, АГУ, 2012.-С.400-402.

26.  Теоретические аспекты интеграции современных информационных и педагогических технологий (статья). / Р.Ю.Хурум //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание нравственной личности в условиях поликультурного образовательного пространства». - Майкоп, АГУ, 2012. - С.406-409/

27.  Формирование информационной компетентности будущих учителей безопасности жизнедеятельности / Р.Ю.Хурум, Е.Б. Птущенко // Материалы II международной научно-практической конференции «Педагогическое мастерство и педагогические технологии». / Гл.ред. Широков О.Н. – Чебоксары; ЦНС «Интерактив плюс», 2014. - 312с.- С.130-135.

28.   Некоторые аспекты математической подготовки студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / Р.Ю.Хурум Е.Б. Птущенко, И.Г. Мегрекян //Тезисы X Международной научно-практической конференции «Передовые научные разработки – 2014» X sběrné nádobě obsahují materiály mezinárodní vědecko - praktická konference «Přední vědecké novinky – 2014» ». - Díl 3. Pedagogika.: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o - 112 stran.

29.  Аэромобильные комплексы МВД России (статья). / Р.Ю.Хурум//Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития информационных систем в правоохранительных органах».- Махачкала. - 2015г. - С.150-154.

30.  Развитие информационной компетентности учащихся общеобразовательной школы в процессе профессионального обучения/ Р.Ю.Хурум, Е.Б. Птущенко, И.Г. Мегрекян// Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики : монография. – Уфа: Изд-во Омега сайнс», 2016. – С.182-201.

31.  Some aspects of mathematical training of the students who are trained in "Pedagogical education"/ Р.Ю.ХурумЕ.Б.ПтущенкоИ.ГМегрекян // Nauka i studia (Polska), том 3.-Przemysl (Польша), 2016. – С.28.

32.  Современные информационные технологии и ресурсы информатизации лингвистического и литературоведческого знания(Modern information technologies and informationresources of linguistic and literary knowledge Печатни электр.Венгрия(Журн.Scopus, Регион ВосточЕвропа)/ Р.Ю.ХурумЕ.Б.ПтущенкоИ.ГМегрекян Венгерский периодический журнал MTE/MTJ «Magyar Tudományos Journal» - 2017. – Вып. №7. (http://magyar-journal.com/ru) – ISSN 1748-7110

33.  Организация опытноэкспериментальной работы по выявлению уровня информационной компетентности студентов гуманитарных факультетов.“The scientific method” (Warszawa, Poland)№14 (14)/2017 VOL.1  ISSN 2708-5341/ Р.Ю.Хурум, Е.Б. Птущенко, И.Г. Мегрекян // The journal is registered and published in Poland It is published 12 times a year. Articles are accepted in Polish, English, Russian, Ukrainian, German, French languages for publication.

34.  Norwegian Journal of development of the International Science Iduns gate 4A, 0178, Oslo,

35.  site: http://www.njd-iscience.com Р.Ю.Хурум, Е.Б Птущенко, И.Г. Мегрекян.

36.   Основы информационной культуры: учеб.-метод. пособие [Текст] / Р.Ю.Хурум, И.П. Субботина. –  Майкоп: Изд-во  АГУ, 2008. – 232 с.

37.   Методика преподавания информатики и использование информационных технологии в начальной школе: учеб.-метод. пособие [Текст] / Р.Ю.Хурум, И.П.Субботина. –  Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. – 186 с.

38.  Современные информационные технологии (Учебно-методическое пособие для бакалавров непрофильных факультетов)./Р.Ю.Хурум, Е.Б Птущенко. - Майкоп, Изд-во АГУ, 2013.–230с

39.  Основы работы с приложениями в среде OpenOffice.org (Учебно-методическое пособие для бакалавров непрофильных факультетов). / Р.Ю.Хурум,Е.Б. Птущенко -  Майкоп, АГУ, 2013. – 200с.

40.  Математика (теория и практика): (учебное пособие) / Р.Ю.Хурум, Е.Б.Птущенко. И.Г Мегрикян.- Майкоп: Изд-во АГУ, 2015. – 121с.

 

Птущенко Елена Борисовна  кончила физико-математический факультет АГПИ в 1984 году. Ассистент кафедры 1988 года. Ученая степень кандидата педагогических наук присуждена в 2007 году. Читает лекционные курсы по дисциплинам «Математика и информатика» «Использование современных ИКТ в учебном процессе» на филологическом факультете. Принимает активное участие в работе региональных, всероссийских и международных научных конференций.

Панеш Адам Хазретович - доцент кафедры прикладной математики, информационных технологий и информационной безопасности. Стаж педагогической деятельности 7 лет.

В 1972 году окончил физико-математический факультет АГПИ. В 1990 году защитил во Всесоюзном научно-исследовательском институте электроизмерительных приборов (г. Ленинград)  диссертацию по теме «Исследование и разработка методов повышения технических характеристик информационно-измерительных систем на основе высокоскоростных последовательных интерфейсов». С 2011 года работает доцентом на кафедре прикладной математики, информационных технологий и информационной безопасности.

Преподаваемые курсы: сетевые технологии; архитектура вычислительных систем и компьютерных сетей; вычислительные системы, сети, коммуникации; языки разметки и передачи данных; интернет-технологии; компьютерные сети; информационная безопасность телекоммуникационных систем.

Научные труды:

1. Два программных  метода кодирования  (декодирования)  полиномиальными кодами при передаче  информации  между ЭВМ. Проблемы  создания  измерительно-вычислительных комплексов и измерительных информационных систем: Сб. науч. тр.  Всесоюз. науч.-исслед. ин-т электроизмер. приборов, - Л., 1981. - С. 64-68.

2.Методы  реализации  процедуры  циклического кодирования  программными средствам.  VIII симпозиум по проблеме избыточности в информационных системах: Тез. докл. - Ленинград, 1983, - С. 83-86.

3. Структура и характеристики приемного устройства высокоскоростной аппаратуры передачи данных для локальной вычислительной сети. Развитие системных средств в электроприборостроении: Сб. науч. тр.  Всесоюз. науч.-исслед. ин-т электроизмер. приборов. - Л., 1985. - С. 52-57.

4.Высокоскоростной канал передачи данных с прямым доступом к памяти СМ ЭВМ.  Системы автоматизированного проектирования в электроприборостроении: Сб. науч. тр.  Всесоюз. науч.-исслед. ин-т электроизмер. приборов. - Л., 1987. - С. 91-99.

5.Метод повышения скорости передачи информации по частотно-ограниченным каналам в ИИС и ИБК. Проектирование средств электроизмерительной техники: Сб. науч. тр. / Всесоюз. науч.-исслед. ин-т электроизмер. приборов. - Л., 1988. - С. 95- 100.

6.Возможности использования корректоров с решающей обратной связью при передаче информации в ИИС. Теоретические проблемы электроизмерительной техники: Сб. науч. тр. / Всесоюз. науч.-исслед. ин-т электроизмер. приборов. - Л., 1989, С. 81-90.

7.Высокоскоростная аппаратура передачи данных для сетей ЭВМ. Модульные информационно-вычислительные системы: Тез. докл. VII Всесоюз. симпоз. 11-13 мая 1989 г. - Новосибирск, 1989, - С. 68-69.

8.Использование корректоров с решающей обратной связью при передаче информации в ИИС. Измерительные информационные системы (ИИС-89): Тез. докл. Всесоюз. науч.-техн. конф. 19-21 сентября 1989 г. - Ульяновск, 1989. С. 12.

9.Применение последовательных интерфейсов в ИИС. Автоматизация научных исследований, проектно-конструкторских работ и управления в электроприборостроении: Сб. науч. тр./ Всесоюз. науч.-исслед. ин-т  электроизмер. приборов. - Л., 1990. С. 13-24.

10.Выделение контуров на малоконтрастных и размытых изображениях с помощью фрактальной фильтрации. Вестник АГУ. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2011,  вып. 3 – С.101-107.

11.Роль образовательных Интернет-коммуникаций в формировании поликультурного общества. Материалы всероссийской научно-практической конференции "Воспитание нравственной личности в условиях поликультурного образовательного пространства"– Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. – С.414-416.

12.Современные интернет-технологии обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах вузов. Научно-методическое обеспечение преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах в свете теории и практики межкультурной коммуникации. ФГБОУ ВПО «АГУ». Межвузовский сборник №8. 2012 г., С. 46-49.

13.Использование современных интернет-коммуникаций в глобальной системе образования. Труды физического общества Республики Адыгея, 2012, вып. №17, С. 88-93.

14.Формирование профессиональных компетенций в процессе преподавания дисциплин сетевых технологий в вузе. Вестник АГУ. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2013,  вып. 2(117) – С.72-75.

15. Содержание и перспективы технологий программно-конфигурируемых сетей и виртуализации сетевых функций. Вестник АГУ. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2014,  вып. 2 – С.126-133.

16. Содержание новых сетевых технологий и необходимость их изучения в вузовских ИТ-дисциплинах. Приволжский научный вестник. – 2014. - №8 (36), С. 38-42.

17.«Всеобъемлющий интернет» - новый этап развития сети Интернет. Приволжский научный вестник. – 2014. - №8 (36), С. 38-42.

18. Глобальные системы прогнозирования и управления: достижения и перспективы. Власть. – 2014. - №9, С. 50-54.

19. Глобальное прогнозирование в развитии современного общества. Вестник АГУ. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2015,  вып. 2 – С.62-69.

20. Альтернативные виды программно-конфигурируемых компьютерных сетей. Приволжский научный вестник. – 2016. - №10 (62), С. 43-46.

21. Достоинства и недостатки программно-конфигурируемых  компьютерных сетей. Приволжский научный вестник. – 2016. - №10 (62), С. 43-46.

22. И спользование ВЕБ-сервисов геоинформационных систем при возделывании озимой пшеницы. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 11-1. – С. 118-123.

23. Прогнозирование урожайности озимой пшеницы на основе сервисов геоинформационных систем. Вестник АГУ. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2017,  вып. 4(211) – С.175-180.