Год основания- 1941
Факультет существует уже почти 80 лет. Изначально в 1941 году в Майкопском учительском институте было открыто физико-математическое отделение с кафедрой математики и физики под руководством К.И. Бедусенко. Но развитию института помешало трагическое событие, произошедшее ровно через год после образования ВУЗа. После освобождения города Майкопа от оккупантов 29 января 1943 года, уже в феврале был объявлен прием на физико-математическое отделение института. В итоге проведенного собеседования было зачислено 60 человек. Занятия начались 25 февраля, а первый выпуск физиков и математиков из 35 человек состоялся в 1944 году. Летом 1944 года также по собеседованию были зачислены еще 60 человек, и второй выпуск был летом 1945 года.
В 1947 г. общая кафедра была разделена на две кафедры: зав. кафедрой математики стал К. С. Лазарев, а физики — В. И. Челнокова. Во второй половине 40-х годов на физмат учительского института пришли физики Г. И. Кусикова, А. Е. Николаев, Н. Ю. Деликамов — первый заведующий отделением физмата (1949-1952 г.г.), А. С. Ельников — зав. кафедрой физики с 1949 г. в учительском, а потом в педагогическом — до 1961 года.
В 1952 г. Майкопский учительский институт был преобразован в Майкопский государственный педагогический институт, который позже был переименован в Адыгейский государственный педагогический институт. В этом же году на базе физико-математического отделения был создан физико-математический факультет. Более 20 лет М. X. Шаов был деканом нового факультета АГПИ. Своей человечностью и хорошими деловыми качествами сумел создать устойчивый микроклимат на факультете. Как никто другой умел выслушать любого, понять его, дать совет, пойти навстречу, помочь.
Значительна роль М.Х. Шаова в развитии среднего математического образования в Адыгее. Он возглавлял математическую секцию областной Комиссии по изучению научно-методического уровня учебников и других пособий, выпускаемых Адыгейским национальным издательством. Он непосредственно участвовал в создании учебников и пособий разного типа по математике для преподавания в национальной школе.
1 сентября 1988 года физико-математический факультет АГПИ был разделен на два самостоятельных факультета: математический и физический.
С 1971 по 1998 год деканом на родном факультете работал Ю.А. Курижев. Он умело организовывал учебно-воспитательную и научно-исследовательскую работу на факультете. В 1979 на физмате было внедрено учебное телевидение. В 1985 году открыты первые курсы для учителей и учащихся «Основы информатики и вычислительной техники», действовала школа юных программистов. За время его работы деканом математический факультет неоднократно выходил победителем в институтском соревновании.
В 1993 году АГПИ преобразован в Адыгейский государственный университет, а в декабре 2000 года математический факультет был переименован в факультет математики и компьютерных наук (ФаМиКоН), который возглавил Д.К. Мамий.
Д. К. Мамий является известным в Адыгее и за ее пределами организатором системы работы с одарёнными детьми в республике. При его активном участии в Республике Адыгея за последние 20 лет создана эффективная система поиска и поддержки талантливых детей. Ключевой элемент этой системы — государственная бюджетная организация дополнительного образования Республики Адыгея «Республиканская естественно-математическая школа» (РЕМШ), директором которой он был со дня ее основания. Сегодня РЕМШ – основной в республике центр по работе с учащимися, одарёнными в сфере математики, информатики и естественных наук, и занимает в этой области одну из ведущих позиций на юге России. И сегодня школа ежегодно готовит призеров финала Всероссийской олимпиады по информатике, математике, астрономии, биологии, которые впоследствии становятся студентами и выпускниками престижных вузов страны — МГУ, МФТИ, ВШЭ и других.
Факультет математики и компьютерных наук включает в себя 3 кафедры: кафедру математического анализа и методики преподавания математики; кафедру алгебры и геометрии; кафедру прикладной математики, информационных технологий и информационной безопасности.
В 2016 г. был заключен договор о сотрудничестве со Специальной астрофизической обсерваторией РАН.
В рамках сотрудничества с СПГУ и Кубанским государственным университетом осуществлялась работа Центра робототехники в АГУ, включающего лаборатории: робототехники и мехатроники, прототипирования и выставочный класс, которые предназначены для создания макетов и реальных изделий по направлениям робототехники, инженерии и архитектуры.
Инновационный Центр робототехники и мехатроники АГУ создан как Центр коллективного пользования в Республике Адыгея. В настоящее время под руководством доц. М.В. Алиева создана автоматизированная система управления роботизированными самодвижущимися объектами, разработан алгоритм позиционирования объектов в пространстве и методы адаптивного управления движением роботов. Ведутся работы по разработке программного обеспечения автономного управления антропоморфными роботами на основе функциональной 3Д модели в среде симулятора. Презентована на Всероссийском конкурсе в г. Ульяновске студенческая пилотная версия «Интернет-няня» для людей пожилого возраста с ограниченными возможностями.
Факультет ведет успешную работу по подготовке специалистов в сфере прикладной математики и информационных технологий — команда факультета по программированию за последние годы 4 раза выходила в полуфинал студенческого чемпионата мира по программированию ACM ICPC.
За последние 6 лет студенты факультета 5 раз становились призерами заключительного этапа международной студенческой Интернет-олимпиады по математике и дважды призерами супер-финала открытой международной студенческой Интернет-олимпиады по математике в Израиле.
Бюджетный набор на факультет математики и компьютерных наук является самым большим в университете. Факультет активно сотрудничает с исследовательскими центрами и университетами России: Математиеский институт им. В.А. Стеклова РАН, МГУ им. М.В.Ломоносова, Московским физико-техническим институтом, ведущими университетами Юга России. В последние годы факультет развивает активное сотрудничество с научными организациями и IT — компаниями.
Вместе с лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института имени В. А. Стеклова, возглавляемой Николаем Андреевым, и при финансовой поддержке руководства республики в Адыгее в 2018 году открыт первый в России математический парк. Реализуется большое количество образовательных проектов математической направленности для школьников Адыгеи и всего Юга России.
Опыт сотрудничества с МФТИ в рамках Кавказского математического центра оказался очень удачным. За один год была найдена форма взаимодействия, которая оказалась интересной как Физтеху, так и ФаМиКоН. Преподаватели МФТИ регулярно приезжают к нам в университет и читают курсы и спецкурсы. Для чтения лекций приглашаются ведущие российские математики. Создана система научных семинаров, которые ведут сотрудники Физтеха, они же подключились к руководству научной работой студентов. С их помощью были модернизированы образовательные программы по направлениям «Математика» и «Прикладная математика и информатика».
Совместно с МФТИ и Высшей школой экономики в сентябре 2018 года была открыта новая, уникальная магистерская программа «Современная теория игр». В лучших экономических вузах России, таких как Высшая школа экономики, основную часть времени обучения уделяется математике и теории игр. Теория игр – основной математический инструмент современных экономических исследований, а также освоение сопутствующих дисциплин – теории вероятности, эконометрики, методов оптимизации и анализа данных. Во время обучения магистранты смогут развить свое стратегическое мышление и научатся принимать более взвешенные и обоснованные решения. Они станут разбираться в передовых экономических исследованиях как сугубо теоретических, так и прикладных, ориентированных на бизнес-приложения или разработку государственной политики. Выпускники этой магистратуры смогут работать в наукоёмком бизнесе, государственном управлении или в академической среде.
В апреле 2018 г. на Совете ректоров вузов Юга России было поддержано также создание Южно-Российской математической платформы на площадке АГУ в партнерстве с Южным федеральным университетом. Это дало колоссальную возможность развивать исследования в области теоретической и прикладной математики как фундаментальной основы современных цифровых и информационных технологий, в том числе применительно к решению актуальных задач экономической и социальной науки.
Наши студенты проходят практику и при выпуске работают в ведущих IT — компаниях страны и зарубежных странах. Например, в 2017 году заключен договор с российской компанией ITV Axxon Soft — лидером рынка обработки видеоизображений в России. Сотрудники этой компании читают спецкурсы для наших студентов, а потом приглашают их на практику, и многие остаются там работать.
Благодаря авторитету Д.К. Мамия Адыгея стала настоящей математической Меккой. Не проходит года, чтобы в регионе не состоялись математические школы, конкурсы, конференции, фестивали с участием ведущих ученых и педагогов России и мира. Более 20 лет он руководил РЕМШ и ФаМиКоН. В настоящее время он является ректором АГУ, заместителем руководителя Кавказского математического центра АГУ, а также руководителем ассоциации школ-партнеров при образовательном центре «Сириус».
Где работают наши выпускники?
01.03.01 Математика
Направление «Математика» — это не только преподавание математики, как думают некоторые. Специалисты в области математики владеют технологиями и методами системного анализа, моделирования процессов в бизнесе, экономике и других сферах, без фундаментальных знаний в этой области не могут развиваться многие научные направления. Именно поэтому потребность в математиках намного превышает предложение на рынке труда. Выпускники направления «Математика» успешно строят свою карьеру в банковской сфере, крупных государственных и коммерческих компаниях, научных и образовательных учреждениях. Системность мышления и умение решать сложные и нестандартные задачи выгодно отличают выпускников направления «Математика» от конкурентов. По мнению работодателей, математик может гораздо быстрее научиться чему-то новому, разобраться в поставленной задаче и решить ее.
01.04.02 Прикладная математика и информатика
Любишь математику и программирование? Тогда тебе сюда!
«Прикладная математика» — это направление, представляющее собой сплав фундаментальных знаний в области математики и современных IT-технологий. Системное и прикладное программирование, теория игр, Big Data, нейронные сети, разработка мобильных и WEB-приложений, компьютерное моделирование и многое другое.
Выбрав это направление обучения, ты получишь практически бесконечные возможности для получения новых знаний: современные лаборатории, стажировки в IT-компаниях (Сбербанк, Yandex, ITV Group, 1С, CISCO и многие другие), научно-образовательные школы, проекты, конкурсы и гранты.
10.03.01 Информационная безопасность
Традиционно на направление «Информационная безопасность» самый высокий конкурс на факультете.
«Информационная безопасность» — молодое и перспективное направление, поэтому специалисты по защите информации — одни из самых высокооплачиваемых в сфере IT. Опытных профессионалов, владеющих всеми механизмами защиты, немного. Поэтому и ценность их весьма высока. Специалисты по защите информации сейчас работают в компаниях практически всех отраслей.
Поступив на это направление, ты познакомишься с математическими методами защиты информации, программными и аппаратными средствами защиты информации, изучишь юридические аспекты, связанные с информационной безопасностью.
02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем (МОАИС)
Хочешь стать IT-специалистом широкого профиля? Тогда поступай на МОАИС!
Здесь ты будешь изучать современные информационно-коммуникационные технологии, компьютерные системы и сети, программирование и, конечно же, математику. В процессе обучения на данном направлении, можно получить сертификат академии CISCO, которая была создана несколько лет назад на базе нашего факультета.
После окончания университета ты сможешь работать практически везде: в IT-компаниях и госструктурах, научишься администрировать базы данных и корпоративные сети, разрабатывать программное обеспечение и внедрять новые технологии.